Режиссёр, без всякого сомнения, заслуживающий пристального внимания. Он снимает яркие, запоминающиеся фильмы с чёткой стилистикой и сочным видеорядом. Одной из основных тем, которые затрагивает режиссер, является нонконформизм. Причём в Японии. Неважно, что эта тема абсолютно не нова и её активно использовали многие культурные деятели Японии и в шестидесятые, и семидесятые, и восьмидесятые годы. Более того, нонконформизм уже столько лет борется против пресловутой Системы Японии, что уже давно стал частью этой системы. То есть из противопоставляющей силы, нонконформизм стал всего лишь обычным элементом системы, своего рода обычной субкультурой. И из года в год новая порция молодого мяса пытается, что-то доказать, сломать, высказать, но они не видят, что на фоне прошедших десятилетий, они все до ужаса банальны и скучны.
Полезен или нет молодому поколению бунт, борьба против Системы, решать, конечно, не мне. Вернусь к японскому режиссёру Тосиаки Тоёда. Да он, выбивает пыль из старых мешков и задаёт сакраментальные и вечные вопросы молодёжи: «Почему?», «Зачем?», «Куда?», но делает это остро, зло и беспощадно.
Его фильмы не легки, в них много крови и насилия. Также они эстетически красивы - пейзажами, ракурсами, музыкой. Продолжать говорить можно долго, но вряд ли нужно. Хотел бы указать на интересные биографические сведения и перейти к самим фильмам.
Вот что пишет о режиссёре Антон Кореняко:читать дальше«Тосиаки Тоёда по праву носит почетное звание лучшего молодого режиссера Японии. Ни одного плохого фильма, оригинальные сюжеты, превосходная музыка, тонко выписанные характеры персонажей. Таким набором может похвастаться только Такеши Китано. Шахматист Тоёда вовсе не собирался связывать своё будущее с кинематографом. К 17 годам он стал чемпионом Японии по шахматам среди юниоров. Сэнсэи (учителя) считали Тоёду гением и прочили ему карьеру гроссмейстера. В 21 год Тоёда посмотрел фильм Дзюндзи Сакамото «Нокаут». Он не решил стать боксёром, но с шахматами было покончено. Оправившись от «нокаута», Тоёда написал короткое письмо Сакамото: «Я посмотрел «Нокаут» в Осаке и был потрясен. Сделаю всё что угодно. Пожалуйста, разрешите работать с Вами».
Тоёда приезжает в Токио. С собой у него пара гитар и почти нет денег. Наверное, такой безрассудный поступок, случись он в России, насмешит весь ВГИК. Но в Японии всегда ценили самоотверженность, и продюсер Арато Гэнидзиро просит Тоёду написать сценарий фильма. Тоёда вспоминает своё шахматное прошлое, и уже в следующем году по этому сценарию сам Сакамото ставит фильм «Шах и мат».
За время съёмок Тоёда изучил все основы кинопроцесса — он был и ассистентом режиссёра, и даже менеджером в кинотеатре. Потом был еще один сценарий для Сакамото, а следующий фильм Тоёда ставил уже сам. «Порнозвезда», история о парне, объявившем войну якудза, стала фестивальным хитом в Европе и Азии. За свой дебют Тоёда получил награду «Best Newcomer» от японской гильдии режиссёров».Фильмография:1. Порнозвезда / Pornostar (1998);
2. Голубая весна / Blue Spring (2001);
3. 9 душ / 9 Souls (2003);
4. Висящий сад / Hanging Garden (2005).Сами фильмы:
читать дальше1. Порнозвезда / Pornostar (1998).
Первый и, по моему скромному мнению, самый слабый фильм режиссёра. И слабость его не визуальной подаче, здесь всё очень и очень достойно, а в невероятно узкой и специфичной теме фильма. Парень, борющийся против якудза. Ключевое слово для российского зрителя, наверно, будет: «Любопытно». Да, любопытно, да, красиво, но не более того. Из-за специфического менталитета японцев трудно понять и охарактеризовать мотивы и поступки главных героев, сопереживать им или осуждать их действия.
Наверно что-то подобное произойдет, если в Японию привезти российский фильм «Брат». Несмотря на то, что фильм у нас культовый, вряд ли среднестатистического японца будут волновать душевные перипетии русского народного героя фильма Данилы Багрова. Видимо что-то подобное происходит и с нами, когда смотрим «Порнозвезду». Очень горячо принятый в Японии фильм оставляет равнодушным.
2. Голубая весна / Blue Spring (2001).
Тут у нас совершенно другая песня. Тема, наболевшая во всём мире. Школа, школьники и взросление. Фильм бесподобный. Главная заслуга этого, конечно, приписывается автору оригинальной манги Мацумото Тайё (Matsumoto Taiyo). Режиссёр же своим бесспорным талантом оживил чёрно-белых героев комикса и преподнёс зрителю прекрасное кино.
Произведение грустное и жестокое. Подростки увидят в нём «наше всё», родню, близость. Ибо наверно, только мощнейшая пертурбация гормонов во взрослеющем организме приводит к мгновенным изменениям от слащавой сентиментальности до крайней и беспощадной жестокости. Такова полярность героев фильма. Взрослым, Тоёда посылает послание. Подросткам нужен ориентир, взрослый друг, авторитет, опора и любовь. На грани вступления во взрослую жизнь старшеклассники ошеломлены, напуганы или просто потеряли веру во многие основополагающие ценности общества и человека. «И только Вы – взрослые можете дать ребёнку всё это» - говорит Тоёда. Да, он не отвечает, как это сделать, не решает многолетнюю задачу «родителей и детей», но заставляет задуматься. И задуматься крепко. А это уже не мало.
Блестящая работа. И да, на протяжении всего фильма звучит чумовой, красивый и агрессивный J-Rock.
3. 9 душ / 9 Souls (2003).
Интересная идея, замечательная реализация. Во всех своих гранях – колоритный и живой фильм. Грамотно играя на чувствах зрителя, режиссёр подталкивает их испытать сопереживание или симпатию к героям картины, которые являются, в целом, по меркам современного цивилизованного общества отрицательными элементами. Уходя от стандартов и типичности «плохой-злой, хороший-добрый» Тоёда повествует просто о людях с их разносторонними чертами характера.
Сложный и непростой фильм, оставляет в конце больше вопросов, чем ответов. «Остался равнодушным» этот термин не применим к этому кино. Кинокартина очень понравилась.
4. Висящий сад / Hanging Garden (2005).
Семья, её проблемы, одиночество и любовь. Таковы основополагающие темы этого произведения Тоёды. Смотреть нелегко. Главную очередь из-за очень специфического уклада японской семейной и, вообще в целом, жизни. Некоторые проблемы, показанные в фильме, русскому зрителю будут непонятны в виду их физического отсутствия у нас в стране, некоторые, наоборот, до боли знакомы и животрепещущи.
Неоднозначное кино, но, безусловно, мастерски снятое и исполненное.