Неожиданно, открыл для себя мощного и талантливого режиссёра Константина Сергеевича Лопушанского. Имел честь посмотреть его невероятную по тяжести, трагичности и атмосферности трилогию, в которой он методично и беспринципно исследует тему «конца света», апокалипсиса. Его анти-утопичные миры крайне мрачны, монументальны и ужасающе страшны. Словно в тёмной, безпроглядной комнате, он высвечивает прожектором для зрителя всего лишь пару предметов, немного деталей, но зато самых важных, позволяющих нам додумать, дофантазировать всю целостность этой комнаты и содрогнуться от открывшегося понимания.
Трилогия режиссёра произвела неизгладимое впечатление и навсегда поселилась глубоко в сердце. Я просто потрясён.


Не рекомендую к просмотру женщинам, детям и людям с особо восприимчивой или слабой психикой.
1. «Письма мёртвого человека» (1986 г.) – апокалипсис физический.
2. «Посетитель музея» (1989 г.) – апокалипсис физический и духовный (метафизический).
3. «Русская симфония» (1994 г.) – апокалипсис духовный.

Другие фильмы режиссёра (к сожалению, пока мной не найденные и не просмотренные):
- Гадкие лебеди (2006 г.),
- Конец века (2001 г.),
- Соло (1980 г.),
- Слезы в ветреную погоду (1978 г.).

1. «Письма мёртвого человека» (1986 г.):
Я вот думаю, если сейчас фильм производит такое гнетущее впечатление, то наверно, когда он вышел в 1986 году, через год после трагедии в Чернобыле, на закате «холодной» войны, то тогда раскатывал людей в лепёшку. Блестяще играющий Ролан Быков, отменные визуальный и аудио ряды, тяжёловесные монологи – равнодушным остаться просто невозможно.
Для меня кульминационными сценами стали – «вход в детское приёмное отделение» и «самые последние кадры фильма - с походом в никуда». Первая – вызвала у меня беззвучный вопль ужаса; вторая (когда ребёнок споткнулся и изо всех сил, пытается нагнать своих) – тут я чуть не разрыдался.
Не смог удержаться и не выписать для себя понравившиеся два особо сильных монолога.

Монолог сотрудника музея или «Реквием человечеству»:
читать дальше

Монолог ребёнка или «Надежда»:
читать дальше

2. «Посетитель музея» (1989 г.):
На этот раз фоном фильма служит экологическая катастрофа. Уровень воды из-за тающих ледников неуклонно растёт, обширные части земли – свалки отходов, а подавляющее большинство детей рождаются на протяжении уже десятилетий – уродами и слабоумными.
Смотрел ночью, в кромешной темноте, с пронзительно громким звуком в наушниках и в глубоком одиночестве. Скажу честно – от ужаса на голове шевелились волосы. Подобного со мной никогда не было. Картина осушила, выпила меня целиком, без остатка.
Фильм настолько впечатлил, что какие-то эпитеты для него искать просто кощунство. Для меня – это шедевр.
Примечание: В съёмках картины участвовала почти тысяча людей, поражённых душевными и психическими болезнями.

3. «Русская симфония» (1994 г.):
Фильм зрелищен и эффектен своими массовыми сценами, которые легко дадут фору большинству батально-историческим боевикам. Если в первых двух частях, зритель внимал страданиям Земли и человечества, то в «Русской Симфонии» всё заостренно на страданиях Руси и прежде всего русской интеллигенции. С одной стороны язвы, вызывающие боль, действительно существуют, с другой, режиссёр словно насмехается над русской интеллигенцией, которая только и делает, что за все века жуёт сопли, мнётся, кочевряжится, выламывает руки, думает о высоком и агонизирует.

Оперируя спасением детей из детского дома с затопленного острова, русский интеллигент (без сомнения, неся в душе самые высокие и чистые чувства) превращает само спасение (которое не так уж и сложно, фактически) в «Великий мученический поход за правдой». В итоге, забывая в конце изначальную цель (спасение детей), приходя к власти и, в дальнейшем, продолжая мучиться ею искренне и глубоко, тем не менее, потребляя все блага этой власти.

Кстати, фильм очень актуален для нынешней предвыборной истерии.
Ситуация немного иная, конечно, но раз упомянул, пусть уж вылезет из меня негатив.
читать дальше

Возвращаясь к фильму, скажу, что он очень понравился, хотя и не произвёл такого неизгладимого впечатления, как первые две части. Отдельно хочу выделить блестящую актёрскую работу во всей трилогии Виктора Михайлова.